«NB: ученик, учитель, наставник»
Новая экспозиция «NB: ученик, учитель, наставник», посвященную учительским будням и школярскому быту позапрошлого века. Семью Маминых вполне уверенно можно назвать педагогической династией: учили и Наркис Матвеевич, и Дмитрий Наркисович и его сестра Елизавета Наркисовна.
Слово «школа» происходит от древнегреческого «досуг». С течением времени оно стало обозначать «занятие на досуге» и только намного позже – учебные занятия. Образование в России в наше время бесплатное и всеобщее, дети учатся в лицеях, гимназиях, школах. Но мало кто задумывается, почему одно образовательное учреждение носит название «лицей», а другое – «гимназия» или «школа».
До революции лицей – это привилегированное среднее или высшее учебное заведение, где главным образом обучали будущих чиновников. В России с 1988-89 учебного года лицеями называют учебные заведения, работающие по своим учебным программам. В современных гимназиях, как правило, более сложная программа, изучаются дополнительные иностранные языки, а общая направленность образования – в основном гуманитарная.
Латинское изречение «Nota bene» означает «не забудь, обрати внимание». На выставке под таким названием, посвященной Году педагога и наставника в России, посетителям предлагается обратить внимание на династию педагогов-Маминых, родственников писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Сам автор «Приваловских миллионов» в юности работал репетитором, подготавливал детей к поступлению в гимназию. Ну, а раньше, в детстве, учился в церковно-приходской школе в поселке Висим. Там традиции семейной педагогики были заложены еще его отцом, Наркисом Маминым, приходским священником и членом УОЛЕ.
Учеба и преподавание, наставничество – это те понятия, с которыми в своей жизни так или иначе сталкивается каждый человек. Выставка в музее Д.Н. Мамина-Сибиряка призвана показать, что цепочка «ученик, учитель, наставник» неразрывна и тесно связана с семьей писателя, а через нее – с историей образования на Урале в целом.
Школы в Екатеринбурге появились практически одновременно с самим городом. Первая школа начала действовать в 1724 году по распоряжению В.
Татищева. Первая мужская гимназия появилась в 1861 году.
В 60-е годы XIX века Екатеринбург не имел статуса столичного губернского города. Таковой считалась Пермь – крупный город в центре Пермской
губернии. Но и обычным уездным городишкой Екатеринбург назвать было нельзя: здесь находилась резиденция начальника над всеми горными заводами
Урала и Главное горное управление. Город явно выделялся и количеством чиновников, и многочисленным слоем промышленников, купцов и прочих состоятельных граждан. В этом смысле Екатеринбург ничуть не уступал Перми, а по промышленно-финансовому «весу», скорее всего, опережал ее. Но вот образование... Тогда школам и университетам почти не уделяли внимания. В обширном Уральском регионе было всего три гимназии: в Уфе, Перми и Тобольске, а ближайший университет находился в Казани. Там же, в Казани, находилось и главное окружное управление образованием. Именно попечитель Казанского учебного округа подал в 1836 году ходатайство об учреждении в Екатеринбурге гимназии. Ответом было молчание. Однако умные, продвинутые чиновники того времени понимали, что Россия остро нуждалась в грамотных людях, в знающих специалистах. Владимир Андреевич Глинка, главный начальник Уральских горных заводов, в начале 1840-х годов создал целый проект горнозаводского образования и ходатайствовал за воплощение проекта. Планировалось создание Уральской горной гимназии – элитного, единственного в своем роде специального учебного заведения. Правда, в Петербурге избегали принятия поспешных решений, и всех усилий «горного царя» не хватило для воплощения просветительских идей в жизнь. В 1853 году появилось Уральское горное училище. Статус училища тогда был ниже, чем гимназии, но для вновь открывшегося учебного заведения по проекту архитектора Турского строится новое здание прямо напротив Уральского горного управления. Жители города Екатеринбурга прекрасно знают, где находятся оба этих здания. В настоящее время это Гимназия №9, сохранившая свой элитный статус, и здание Уральской консерватории, выходящее на Главный проспект.
В дореформенное время женское образование могло развиваться только на частной основе. Домашние учительницы для дочерей чиновников и купцов нанимались уже в начале XIX века. Первая в Екатеринбурге частная школа благородных девиц открыта в 1840 г. Она была рассчитана исключительно на дворянских дочерей, в условиях Екатеринбурга – на дочерей преимущественно горных чиновников и армейских офицеров.
В конце XIX в. на Урале получило распространение женское ремесленное образование. Официальная политика правительства в области народного образования не предусматривала профессиональной подготовки женщин. Однако эволюция капиталистических отношений способствовала вовлечению женщин в производство, что подталкивало местные власти к открытию специальных учебных заведений. На Урале появились школы с общеобразовательным курсом (равным начальной школе) и с обучением рукоделию.
Большую роль в части женского образования на Урале сыграла Мария Якимовна Алексеева, супруга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. На собственные средства в 1889 году она открыла в городе школу грамотности, рукоделия и хозяйства. Здесь изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, рукоделие, домашнее кулинарное искусство и вообще домоводство. Всего было 47 учениц, из которых только семь должны были вносить плату. Пятнадцать учениц жили при школе, а платили за это опять-таки лишь две.
Мария Якимовна рисковала, открывая учебное заведение: у нее были ограниченные доходы. Но уже через пять месяцев существования школы городская дума посчитала необходимым выделить ей как «безусловно полезному учреждению» субсидию в 300 рублей.
до 25 мая | 100-200 ₽ | 6+ Пушкина, 27| Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка| тел. (343) 371-35-76