В УрФУ состоялась успешная защита диссертации аспирантки из Китая Ян Юйбин на тему «Магия камня и власть металла в сказах П. Бажова».
Помимо того, что эта работа предполагает новый взгляд на творчество уральского сказителя, это еще и первая в УрФУ защита иностранного аспиранта по русской литературе. Рассказываем подробности.
Кажется, что сегодня можно сказать нового о творчестве Бажова? Многочисленные исследователи уральского писателя в советскую эпоху проштудировали все его сказы, дневники и письма до последней запятой, не оставив белых пятен. Да и что тут говорить, все же ясно – вот Хозяйка медной горы, вот Данила-мастер, сейчас соорудим Каменный цветок…
То, что Бажов далеко не так прост, как кажется на первый взгляд, мы регулярно напоминаем всем во время наших Бажовских дней при помощи лекций, выставок и презентаций. А между тем продолжается и научная работа с наследием писателя: на филологическом факультете УрГУ-УрФУ за последнее время были защищены три кандидатские диссертации по творчеству Бажова (Е. В. Харитонова в 2004 году, Д. В. Жердев в 1997-м, Г. А. Григорьев в 2017-м). На днях стало известно о еще одной успешной защите диссертации аспирантки из Китая Ян Юйбин на тему «Магия камня и власть металла в сказах П. Бажова». Помимо того, что эта работа предполагает новый взгляд на творчество уральского сказителя, это еще и первая в УрФУ защита иностранного аспиранта по русской литературе.
– Конечно, тема камней и металлов в творчестве П. П. Бажова, в его сказах, появлялась практически у всех исследователей творчества уральского писателя, начиная с Л. Скорино. Но, как правило, это был один или несколько камней, один металл, например, золото или чугун, - рассказывает научный руководитель Юйбин Елена Приказчикова, профессор кафедры русской и зарубежной литературы. - Новизна диссертации Ян Юйбин заключается, во-первых, в попытке дать структурно-целостный взгляд на проблему, включающую в себя и «магию камня», и «власть металла». Во-вторых, Юйбин активно обращалась к эпистоляриям П. П. Бажова, в том числе и тем, которые впервые увидели свет в книге «Павел Петрович Бажов. Письма 1911–1950». Это придало ее работе документальную «основательность» и дало ответы на вопросы, которые без эпистолярного дискурса, на основе только художественного творчества, выглядели бы как гипотезы. Например, это относится к проблеме досконального знания писателем «каменного дела» на Урале.
По словам самой Ян Юйбин, несмотря на то, что сборник «Малахитовая шкатулка» переведен на китайский язык, в основном, Бажов в Поднебесной неизвестен. Это связано и с особым стилем уральского автора, и с тем непростым миром, который он описывает.
– Впрочем и русские не все знают Бажова. Когда я рассказала о теме моей диссертации своей студентке, которая живет в Приморском крае, она сказала, что впервые слышит эту фамилию и не знает его произведений, - добавляет Юйбин.
Во время работы «настольными книгами» аспирантки стали «Бажовская энциклопедия» и «Павел Петрович Бажов. Письма 1911–1950».
Для исследования были выбраны образы трех камней, с которыми ассоциировалась у Бажова слава Урала (малахит, изумруд и хризолит), а также три металла (золото, булатная сталь и чугун).
– Тема взаимоотношений человека с камнем является одной из основных в сказах Бажова, начиная со сказов довоенных. помимо камней, олицетворяющих уральское прошлое, это реальные уральские камни, которые становятся у П.П. Бажова олицетворением нового советского Урала (золотистый топаз, родонит, солнечный камень, золотоцветень горы). И наконец, символические камни, которые не имеют непосредственной генетической связи с тем или иным драгоценным камнем, что позволяет им олицетворять счастливое будущее советского Урала, как его видели у Бажова из дореволюционного прошлого, - объясняет суть своей работы Ян Юйбин.
Важным элементом бажовского творчества в диссертации называют аурумический (от лат. aurum – золото) аспект культуры края, включая образы его властителей (Великий полоз, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка), устраивающих испытания для людей, желающих приобрести над ним власть или обогатиться при его помощи. Булатная сталь - второй вид металла в бажовских сказах, олицетворяющий Урал как военную кузницу России. Этот образ связан не только с темой Мастера и мастерства, но и патриотической идеей борьбы с чуждым для Урала немецким культурным влиянием, в виде соперничества двух школ гравировки булатной стали.
Тема уральского чугуна, а точнее искусство каслинского литья, прославившего Урал на весь мир во время Парижской всемирной выставки 1900 году, вызывала интерес Бажова. Писатель предпринимал максимальные усилия для того, чтобы искусство каслинских мастеров не было утеряно и вместе с камнерезным искусством составляло славу и гордость России.
Интересно было бы сравнить это видение с тем, как различные полудрагоценные камни воспринимают, например, в китайской культуре. Для нее важен, например, нефрит, который наделяется множеством свойств, включая лечебные. Насколько я знаю, такие качества приписывают на Урале яшме и агату, - говорит Ян Юйбин.
Аспирантка планирует продолжать исследование в области бажовской «магии камня», тем более, что и сегодня это направление не забыто в современном российском искусстве. В частности, оказало влияние и на театрально-кинематографическую жизнь региона, а также частично нашло свое отражение в «уральской готике» писателя Александра Больных («Лунный кот», «Изумрудная шпага», «Рудная горка Акинфия Демидова» и др.)